Жуками сыплет сонный сад

Жуками сыплет сонный сад thumbnail

Борис Пастернак, новое:

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом…

Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.

Перегородок тонкорёбрость…

После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге
К голосам детворы за рекой.

Я, наверно, неправ, я ошибся,
Я…

На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И повторялся вновь без счёта.

И целая их череда
Составилась мало-…

Идёт без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром лётчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

И точно так же, как ты ленился учиться танцевать, пока чуть не упустил время, ты ленился учиться любить. О, любить идеально, трагически — это ты, друг мой, умеешь, конечно, как нельзя лучше, не сомневаюсь, что да, то да! Теперь ты научишься любить ещё и обыкновенно, по-человечески.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Борис Пастернак, самые читаемые стихотворения:

  1. Быть знаменитым некрасиво.
    Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.

    Цель творчества — самоотдача,
    А не шумиха…

  2. Во всём мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,
    До их причины,
    До оснований…

  3. Лист смородины груб и матерчат.
    В доме хохот и стёкла звенят,
    В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
    И гвоздики кладут в маринад.

    Лес забрасывает,…

  4. Никого не будет в доме,
    Кроме сумерек. Один
    Зимний день в сквозном проёме
    Незадёрнутых гардин.

    Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк…

  5. Любить иных — тяжёлый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.

    Весною слышен шорох снов
    И шелест…

  6. Недотрога, тихоня в быту,
    Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
    Дай запру я твою красоту
    В тёмном тереме стихотворенья.

    Посмотри, как преображена…

  7. Давай ронять слова,
    Как сад — янтарь и цедру,
    Рассеянно и щедро,
    Едва, едва, едва.

    Не надо толковать,
    Зачем так церемонно
    Мареной и лимоном…

  8. Мне далёкое время мерещится,
    Дом на Стороне Петербургской.
    Дочь степной небогатой помещицы,
    Ты — на курсах, ты родом из Курска.

    Ты — мила, у…

  9. Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною чёрною горит.

    Достать пролётку. За шесть гривен,…

  10. Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Аудио-поэзия: Сергей Есенин

Некоторые поэты утверждают, что стихи нельзя читать вслух, что проговаривать их можно только про себя, своим…

Источник

Áîðèñ Ïàñòåðíàê
Êàê áðîíçîâîé çîëîé æàðîâåíü,
Æóêàìè ñûïëåò ñîííûé ñàä.
Ñî ìíîé, ñ ìîåé ñâå÷îþ âðîâåíü
Ìèðû ðàñöâåòøèå âèñÿò.

È, êàê â íåñëûõàííóþ âåðó,
ß â ýòó íî÷ü ïåðåõîæó,
Ãäå òîïîëü îáâåòøàëî-ñåðûé
Çàâåñèë ëóííóþ ìåæó.

Ãäå ïðóä — êàê ÿâëåííàÿ òàéíà,
Ãäå øåï÷åò ÿáëîíè ïðèáîé,
Ãäå ñàä âèñèò ïîñòðîéêîé ñâàéíîé
È äåðæèò íåáî ïðåä ñîáîé.

Ñîçíàíèå ÷åëîâåêà, êàê ñîâîêóïíîñòü ïåðåæèòîãî è âîñïðèíÿòîãî, â öèâèëèçàöèè çàïàäà, òî åñòü öèâèëèçàöèè ðàññóäêà, áåçóñëîâíî, âåùü âåñüìà çàõëàìë¸ííàÿ. È, åñëè ïðèíÿòü ôàêò, ÷òî âîñïðèíèìàåìîå âîêðóã òîæäåñòâåííî âíóòðåíåìó ìèðó, âûõîäèò, ÷òî ìèð, êàê ìû åãî âèäèì, ïðîñòî ñâàëêà èñòîðèè, ñïðåñîâàíàÿ ñèëîé òÿæåñòè âðåìåíè.
Âîïðîñ: «À ñóùåñòâóåò ëè ñîñòîÿíèå, â êîòîðîì Âîñïðèÿòèå îñâîáîæäåíî îò îãðàíè÷åíèé âíóòðåííåãî ìèðà?» Ñòèõîòâîðåíèå Á. Ïàñòðåíàêà «êàê áðîíçîâîé çîëîé…» ÿâëÿåò ñîáîé òðàíñêðèïöèþ äàííîãî ñîñòîÿíèÿ, àëãîðèòì àêòóàëèçàöèè âíèìàíèÿ, ÿâëÿåò ñîáîé çàôèêñèðîâàííûé óãîë âçîðà.
Ïåðâûå äâå ñòðîêè ñëóæàò âçë¸òíîé ïîëîñîé, çàäàþò ðèòì è ìàøòàá îáðàçíîñòè. Íåâûãîðàþùèå óãëè æèçíè â äðåìëþùåì íî÷íîì ñàäó ñûïÿòñÿ ñ äèíàìèêîé òðÿñóùåãîñÿ ñèòà.
Äàëåå, â òðåòüåé è ÷åòðâ¸ðòîé ñòðîêå, «âðîâåíü», íàïðîòèâ, ãëàç-ê-ãëàçó, ñî ñâå÷îé- èñòî÷íèêîì ñâåòà, íàïðàâëåíèåì âçãëÿäà, îãí¸ì ñîçíàíèÿ, ïîÿâëÿþòñÿ «ðàñöâåòøèå ìèðû», öâåòû, îùóøàåìûå àâòîðîì êàê ïîëíîöåíûå ñî-áåñêîíå÷íûå âñåìó âñåëåííûå.
È çäåñü, â ìîìåíò îñîçíàíèÿ áåçãðàíè÷íîñòè âñåãî âîñïðèíèìàåìîãî, íà÷èíàåòñÿ âòîðàÿ ñòðîôà, «íåñëûõàííîé âåðîé» â íåïîâòîðèìîñòü êàæäîãî ìîìåíòà, â ñàìó æèçíü, íî÷ü, ìèã. Âîçìîæíî, ÷òî è ñàìà «íåñëûõàííîñòü» ýòîé âåðû ñâÿçàíà ñ å¸ íåâûñêàçàíîñòüþ, à ñêîðåé äàæå, ñ òèøèííîé ïðèðîäîé ýòîé «âåðû». È çäåñü âíóòðåííÿÿ òèøèíà îòâðàùàåò âçãëÿä îò ðåôëåêñèè è ñòàíîâèòüñÿ âèäíî, êàê ñåðûå íî÷üþ òîïîëÿ, ïî-çåìíîìó ïîò¸ðòûå, çàâåñèëè íåáåñíûé ñâåò ëóíû.
 äåâÿòîé ñòðîêå ñòèõîòâîðåíèå ñèíîíèìîíè÷íî ñëîâó «Áîã», âçÿòîì â áûòîâîì è ëèòåðàòóðíîì ñìûñëå, òî åñòü êàê èñòî÷íèê âñåãî, «Îêîí÷àòåëüíàÿ ïðè÷èíà», êàê ïèñàë Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé. È èíòåíñèâíîñòü âîñïðèÿòèÿ «Íåñëûõàíîé âåðû»- îùóùåíèå êàæäîãî ìîìåíòà æèçíè, âíå çàâèñèìîñòè îò âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ è íåäóãîâ, êàê íåïîâòîðèìîé ìèñòåðèè, è ïîçâîëÿåò Ïàñòåðíàêó ÷óâñòâîâàòü â íî÷íîì ïðóäó ýòó òàéíó, ýòî âñåìèëîñòèâèéøèé èñòî÷íèê, è íåìèíóåìî ïîíÿòü, ÷òî èìåííî ýòà òàéíà è «ßâèëà» åìó âåñü ýòîò ìèð, êàê îáüåêò âñåãî ÷òî îñîçíà¸ò äóøà- ïðåäïîëîæèì, òîò îðãàí ñîçíàíèÿ, ôóíêöèåé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ áåçîãîâîðî÷íîå ïðèÿòèå. Ïîæàëóé, çäåñü îñòà¸òüñÿ òîëüêî ÷óâñòâîâàòü, ñëóøàòü øóì ëèñòâû ÿáëîíü, ñìîòðåòü íà íåáî, ïîäï¸ðòîå êîëîíàäîé ñàäà, è. êàê ïèñàë Ïàñòåðíàê â ïîçäíåì, íî íå ìåíåå èçÿùíîì ñòèõîòâîðåíèè»Òîëüêî æèòü, è òîëüêî- äî êîíöà!»
Àíãëèéñêèé Ñèìâîëèñò íà÷àëà äåâÿòíàäöàòîãî âåêà (èìåííî äåâÿòíàäöàòîãî, çäåñü íåò îãîâîðêè- îí íà ñòî ëåò îïåðåäèë Âðåìÿ)- Áëåéê, â ñâîåì ñáîðíèêå «Ïåñíè íåâèíîñòè, ïåñíè Îïûòà» èçó÷èë âëèÿíèå æèçíåííûõ ïåðåæèâàíèé, îñòàâøèõñÿ ïîçàäè, è ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî îäíèì èç êðèòåðèåâ Îñîçíàíîñòè ÿâëÿåòüñÿ ñïîñîáíîñòü ñîçíàíèÿ îòðåøàòüñÿ îò ïàìÿòè. Âîçìîæíî, èìåííî ýòî èìåë â âèäó Èèñóñ Õðèñòîñ, ãîâîðÿ «áóäòå êàê äåòè». Äàëüíåéøèì ðàçâèòèåì ýòîé êîíöåïöèè ïðåäñòàâëÿåòüñÿ èäåÿ, ÷òî âîçìîæíî ïàðàëëåëüíîå èñïîëüçîâàíèå ñîñòîÿíèé íåâèííîñòè è îïûòà.
Ýòî ñîñòîÿíèå îí íàçâàë Îïûòíàÿ Íåâèííîñòü- ñîñòîÿíèå Ëè÷íîñòè, êàê ñîçíàíèå, îïðåäåëÿþùåå áûòè¸, à íåîïðåäåëÿåìîå èì. Ñîñòîÿíèå äåÿòåëüíîé ëþáâè, ðàäîñòíîãî ñîçèäàíèÿ. Èìåííî ýòèì ÷óâñòâîì ïðîíèçàíà ïîýòèêà Ïàñòåðíàêà.
Ñòèõîòâîðåíüå Á.Ïàñòåðíàêà «Êàê áðîíçîâîé çîëîé…», ïîðàçèòåëüíîå ÷èñòîòîé è ÿñíîñòüþ îáðàçîâ, åñòü íåñîìíåííîå, çàôèêñèðîâàííîå ñâèäåòåëüñòâî ÿñíîñòè è ÷èñòîòû óìà è âîñïðèÿòèÿ. Óìà, ñâîáîäíîãî îò íåãàòèâíûõ è çëîêà÷åñòâåííûõ âîçäåéñòâèé Îïûòà. Íå åãî àâòîðà, âî âñÿêîì ñëó÷àå- íå òîëüêî, íî ÷åëîâåêà- òîæäåñòâåííîãî Òâîðöó ñóùåñòâà.

Читайте также:  Сыпь вокруг рта и вокруг глаз

Источник

Борис Пастернак

Избранные стихотворения

Быть знаменитым некрасиво

Начальная пора

(1912–1914)

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1912

«Как бронзовой золой жаровень…»

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу.

Где пруд – как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

1912

«Когда за лиры лабиринт…»

Когда за лиры лабиринт

Поэты взор вперят,

Налево развернется Инд,

Правей пойдет Евфрат.

А посреди меж сим и тем

Со страшной простотой

Легенде ведомый Эдем

Взовьет свой ствольный строй.

Он вырастет над пришлецом

И прошумит: мой сын!

Я историческим лицом

Вошел в семью лесин.

Я – свет. Я тем и знаменит,

Что сам бросаю тень.

Я – жизнь земли, ее зенит,

Ее начальный день.

1913

Сон

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И, поволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

1913

«Я рос. Меня, как Ганимеда…»

Я рос. Меня, как Ганимеда,

Несли ненастья, сны несли.

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

Я рос. И повечерий тканых

Меня фата обволокла.

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печальною стекла,

Я рос, и вот уж жар предплечий

Студит объятие орла.

Дни далеко, когда предтечей,

Любовь, ты надо мной плыла.

Но разве мы не в том же небе?

На то и прелесть высоты,

Что, как себя отпевший лебедь,

С орлом плечо к плечу и ты.

1913

«Все наденут сегодня пальто…»

Все наденут сегодня пальто

И заденут за поросли капель,

Но из них не заметит никто,

Что опять я ненастьями запил.

Засребрятся малины листы,

Запрокинувшись кверху изнанкой,

Солнце грустно сегодня, как ты, —

Солнце нынче, как ты, северянка.

Все наденут сегодня пальто,

Но и мы проживем без убытка.

Нынче нам не заменит ничто

Затуманившегося напитка.

1913

Вокзал

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик,

Начать – не исчислить заслуг.

Бывало, вся жизнь моя – в шарфе,

Лишь подан к посадке состав,

И пышут намордники гарпий,

Парами глаза нам застлав.

Бывало, лишь рядом усядусь —

И крышка. Приник и отник.

Прощай же, пора, моя радость!

Я спрыгну сейчас, проводник.

Бывало, раздвинется запад

В маневрах ненастий и шпал

И примется хлопьями цапать,

Чтоб под буфера не попал.

И глохнет свисток повторенный,

А издали вторит другой,

И поезд метет по перронам

Глухой многогорбой пургой.

И вот уже сумеркам невтерпь,

И вот уж, за дымом вослед,

Срываются поле и ветер, —

О, быть бы и мне в их числе!

1913, 1928

Венеция

Я был разбужен спозаранку

Щелчком оконного стекла.

Размокшей каменной баранкой

В воде Венеция плыла.

Все было тихо, и, однако,

Во сне я слышал крик, и он

Подобьем смолкнувшего знака

Еще тревожил небосклон.

Он вис трезубцем скорпиона

Над гладью стихших мандолин

И женщиною оскорбленной,

Быть может, издан был вдали.

Теперь он стих и черной вилкой

Торчал по черенок во мгле.

Большой канал с косой ухмылкой

Оглядывался, как беглец.

Вдали за лодочной стоянкой

В остатках сна рождалась явь.

Венеция венецианкой

Бросалась с набережных вплавь.

1913

Источник

Жуками сыплет сонный сад

Áîðèñ Ïàñòåðíàê

Ñòèõîòâîðåíèÿ è ïîýìû

Íà÷àëüíàÿ ïîðà

(1912—1914)

Ôåâðàëü. Äîñòàòü ÷åðíèë è ïëàêàòü!

Ôåâðàëü. Äîñòàòü ÷åðíèë è ïëàêàòü!

Ïèñàòü î ôåâðàëå íàâçðûä,

Ïîêà ãðîõî÷óùàÿ ñëÿêîòü

Читайте также:  Аллергическая сыпь на коже что делать

Âåñíîþ ÷åðíîþ ãîðèò.

Äîñòàòü ïðîëåòêó. Çà øåñòü ãðèâåí,

×ðåç áëàãîâåñò, ÷ðåç êëèê êîëåñ,

Ïåðåíåñòèñü òóäà, ãäå ëèâåíü

Åùå øóìíåé ÷åðíèë è ñëåç.

Ãäå, êàê îáóãëåííûå ãðóøè,

Ñ äåðåâüåâ òûñÿ÷è ãðà÷åé

Ñîðâóòñÿ â ëóæè è îáðóøàò

Ñóõóþ ãðóñòü íà äíî î÷åé.

Ïîä íåé ïðîòàëèíû ÷åðíåþò,

È âåòåð êðèêàìè èçðûò,

È ÷åì ñëó÷àéíåé, òåì âåðíåå

Ñëàãàþòñÿ ñòèõè íàâçðûä.

Êàê áðîíçîâîé çîëîé æàðîâåíü

Êàê áðîíçîâîé çîëîé æàðîâåíü,

Æóêàìè ñûïëåò ñîííûé ñàä.

Ñî ìíîé, ñ ìîåé ñâå÷îþ âðîâåíü

Ìèðû ðàñöâåòøèå âèñÿò.

È, êàê â íåñëûõàííóþ âåðó,

ß â ýòó íî÷ü ïåðåõîæó,

Ãäå òîïîëü îáâåòøàëî-ñåðûé

Çàâåñèë ëóííóþ ìåæó,

Ãäå ïðóä, êàê ÿâëåííàÿ òàéíà,

Ãäå øåï÷åò ÿáëîíè ïðèáîé,

Ãäå ñàä âèñèò ïîñòðîéêîé ñâàéíîé

È äåðæèò íåáî ïðåä ñîáîé.

Ñåãîäíÿ ìû èñïîëíèì ãðóñòü åãî

Ñåãîäíÿ ìû èñïîëíèì ãðóñòü åãî —

Òàê, âåðíî, âñòðå÷è îáî ìíå ñêàçàëè,

Òàêîâ áûë ëàâîê ñóìðàê. Òàêîâî

Îêíî ñ ìå÷òîé ñìÿòåííîþ àçàëèé.

Òàêîâ ïîäúåçä áûë. Òàêîâû äðóçüÿ.

Òàêîâ áûë íîìåð äîìà ðîêîâîãî,

Êîãäà âíèçó ñîøëèñü ïå÷àëü è ÿ,

Ó÷àñòíèêè ïîõîäà òàêîâîãî.

Îáðàçîâàëñÿ ñòðàííûé àâàíãàðä.

 òûëó øëà æèçíü. Äâîðû òîíóëè â ñêâåðíå,

Âåñíó çà âçëîì ñóäèëè. Øëè ê âå÷åðíå,

È ïàïåðòè êîñèë ïîâàëüíûé ìàðò.

È îòðàñëè, îäíà äðóãîé äîõîäíåé,

Âçäûìàëè êðûøè. È ðîñëè äîìà,

È îïóñêàëè ïåðåä íàìè ñõîäíè.

Êîãäà çà ëèðû ëàáèðèíò

Êîãäà çà ëèðû ëàáèðèíò

Ïîýòû âçîð âïåðÿò,

Íàëåâî ðàçâåðíåòñÿ Èíä,

Ïðàâåé ïîéäåò Åâôðàò.

À ïîñðåäè ìåæ ñèì è òåì

Ñî ñòðàøíîé ïðîñòîòîé

Ëåãåíäå âåäîìûé ýäåì

Âçîâüåò ñâîé ñòâîëüíûé ñòðîé.

Îí âûðàñòåò íàä ïðèøëåöîì

È ïðîøóìèò: ìîé ñûí!

ß èñòîðè÷åñêèì ëèöîì

Âîøåë â ñåìüþ ëåñèí.

ß – ñâåò. ß òåì è çíàìåíèò,

×òî ñàì áðîñàþ òåíü.

ß – æèçíü çåìëè, åå çåíèò,

Åå íà÷àëüíûé äåíü.

ÆÇË.
=============
Ïàñòåðíàê Áîðèñ Ëåîíèäîâè÷
Ðîññèÿ, 10.2.1890 — 30.5.1960

Âåëèêèé ðóññêèé ïîýò, êëàññèê îòå÷åñòâåííîé è ìèðîâîé ëèòåðàòóðû.

Ðîäèëñÿ 29 ÿíâàðÿ (10 ôåâðàëÿ) 1890 ãîäà â Ìîñêâå â ñåìüå õóäîæíèêà Ë Î. Ïàñòåðíàêà è ïèàíèñòêè Ð.È. Êàóôìàí.  äîìå ÷àñòî ñîáèðàëèñü ìóçûêàíòû, õóäîæíèêè, ïèñàòåëè, ñðåäè ãîñòåé áûâàëè Ë.Í. Òîëñòîé, Í.Í. Ãå, À.Í. Ñêðÿáèí, Â.À. Ñåðîâ. Àòìîñôåðà ðîäèòåëüñêîãî äîìà îïðåäåëèëà ãëóáîêóþ óêîðåíåííîñòü òâîð÷åñòâà Ïàñòåðíàêà â êóëüòóðíîé òðàäèöèè è îäíîâðåìåííî ïðèó÷èëà ê âîñïðèÿòèþ èñêóññòâà êàê ïîâñåäíåâíîãî êðîïîòëèâîãî òðóäà.

 äåòñòâå Ïàñòåðíàê îáó÷àëñÿ æèâîïèñè, çàòåì â 1903-08 ãã. âñåðüåç ãîòîâèëñÿ ê êîìïîçèòîðñêîé êàðüåðå, â 1909-13 ãã. ó÷èëñÿ íà ôèëîñîôñêîì îòäåëåíèè èñòîðèêî-ôèëîëîãè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà, â 1912 ãîäó ïðîâåë îäèí ñåìåñòð â Ìàðáóðãñêîì óíèâåðñèòåòå â Ãåðìàíèè, ãäå ñëóøàë ëåêöèè ôèëîñîôà Ã. Êîãåíà. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ óíèâåðñèòåòà çàíèìàëñÿ ïðàêòè÷åñêè ëèøü ëèòåðàòóðíîé äåÿòåëüíîñòüþ, îäíàêî ïðîôåññèîíàëüíàÿ ìóçûêàëüíàÿ è ôèëîñîôñêàÿ ïîäãîòîâêà âî ìíîãîì ïðåäîïðåäåëèëà îñîáåííîñòè ïàñòåðíàêîâñêîãî õóäîæåñòâåííîãî ìèðà.

Ïåðâûå øàãè Ïàñòåðíàêà â ëèòåðàòóðå áûëè îòìå÷åíû îðèåíòàöèåé íà ïîýòîâ-ñèìâîëèñòîâ À. Áåëîãî, À.À. Áëîêà, Âÿ÷. È. Èâàíîâà è È.Ô. Àííåíñêîãî. Îí ó÷àñòâîâàë â ìîñêîâñêèõ ñèìâîëèñòñêèõ ëèòåðàòóðíûõ è ôèëîñîôñêèõ êðóæêàõ, â 1914 ãîäó âîøåë â ôóòóðèñòè÷åñêóþ ãðóïïó «Öåíòðèôóãà». Ñ íà÷àëà 1920-õ ãã. Ïàñòåðíàê ñòàë îäíîé èç ñàìûõ çàìåòíûõ ôèãóð â ñîâåòñêîé ïîýçèè, åãî âëèÿíèå îùóòèìî â òâîð÷åñòâå î÷åíü ìíîãèõ ìëàäøèõ ïîýòîâ-ñîâðåìåííèêîâ Ï.Ã. Àíòîêîëüñêîãî, Í.À. Çàáîëîöêîãî, Í.Ñ. Òèõîíîâà, À.À. Òàðêîâñêîãî è Ê.Ì. Ñèìîíîâà. Ñ ñåðåäèíû 1930-õ ãã. è äî ñàìîãî êîíöà æèçíè îäíèì èç ãëàâíûõ ëèòåðàòóðíûõ çàíÿòèé Ïàñòåðíàêà ñòàëà ïåðåâîä÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îí ïåðåâîäèë ñîâðåìåííóþ è êëàññè÷åñêóþ ãðóçèíñêóþ ïîýçèþ, òðàãåäèè è ñîíåòû Øåêñïèðà, «Ôàóñòà» Ãåòå è ìíîãèå äðóãèå ïðîèçâåäåíèÿ.

Èòîãîì ñâîåãî òâîð÷åñòâà ñàì Ïàñòåðíàê ñ÷èòàë ðîìàí «Äîêòîð Æèâàãî», íàä êîòîðûì îí ðàáîòàë ñ 1946 ïî 1955 ãîä.  èçäàíèè ðîìàíà íà ðîäèíå Ïàñòåðíàêó áûëî îòêàçàíî. Îí ïåðåäàë åãî äëÿ ïóáëèêàöèè èòàëüÿíñêîìó èçäàòåëþ, è â 1957 ãîäó ïîÿâèëàñü ïóáëèêàöèÿ «Äîêòîðà Æèâàãî» íà èòàëüÿíñêîì ÿçûêå, âñêîðå ïîñëåäîâàëè ðóññêîå, àíãëèéñêîå, ôðàíöóçñêîå, íåìåöêîå è øâåäñêîå èçäàíèÿ (â ÑÑÑÐ áûë îïóáëèêîâàí òîëüêî â 1988 ãîäó).  1958 «çà âûäàþùèåñÿ çàñëóãè â ñîâðåìåííîé ëèðè÷åñêîé ïîýçèè è íà òðàäèöèîííîì ïîïðèùå âåëèêîé ðóññêîé ïðîçû» Ïàñòåðíàêó ïðèñóäèëè Íîáåëåâñêóþ ïðåìèþ ïî ëèòåðàòóðå, ÷òî áûëî âîñïðèíÿòî â ÑÑÑÐ êàê ÷èñòî ïîëèòè÷åñêàÿ àêöèÿ. Íà ñòðàíèöàõ ïå÷àòè ðàçâåðíóëàñü êàìïàíèÿ òðàâëè ïîýòà, Ïàñòåðíàê áûë èñêëþ÷åí èç Ñîþçà ïèñàòåëåé, åìó ãðîçèëè âûñûëêîé èç ñòðàíû, áûëî äàæå çàâåäåíî óãîëîâíîå äåëî ïî îáâèíåíèþ â èçìåíå Ðîäèíå. Âñå ýòî âûíóäèëî Ïàñòåðíàêà îòêàçàòüñÿ îò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè (äèïëîì è ìåäàëü áûëè âðó÷åíû åãî ñûíó â 1989 ãîäó).

Ñêîí÷àëñÿ Áîðèñ Ïàñòåðíàê 30 ìàÿ 1960 ãîäà.
Ñ ñàéòà:
https://www.modernlib.ru/books/pasternak_boris_leonidovich/

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 29.02.2012. ôîíäîìàòû â Ìîñêâå.
  • 27.02.2012. Ñêàëîëàçêà. íèêàêîé ñâîáîäû ëè÷íîñòè íå ñóùåñòâóåò
  • 22.02.2012. ÆÇË Äå Ãîëëü
  • 21.02.2012. Íåêîòîðûå ôàêòû èç êàðüåðû Dido.
  • 20.02.2012. Ðåëèêòîâàÿ ÷àéêà âÊðàñíîé êíèãå Ðîññèè
  • 19.02.2012. Êíÿçü ìñòèñëàâ óäàëîé
  • 17.02.2012. Èíòåðåñ ê àâòîðñêîé ïåñíå ó Âûñîöêîãî ïðîáóäèëñÿ
  • 16.02.2012. Ãîðîä èìååò ñâîþ îðèãèíàëüíóþ ëè÷íîñòü
  • 15.02.2012. ñëàâÿíå ðîäñòâåííèêè ôðàíêñêèõ è ãåðìàíñêèõ ïëåìåí
  • 14.02.2012. Åñëè ìû íå áóäåì ýêîíîìè÷åñêè çàùèùàòü êóëüòóðó…
  • 12.02.2012. Íàíîòåõíîëîãèÿ ñ ÷åì å¸ õàâàòü.
  • 10.02.2012. Êàìîâ À-7. Ïåðâûé àâòîæèð
  • 09.02.2012. ÆÇË Ýñõèë
  • 08.02.2012. Âñïîìíèë Ë. Ôèëàòîâà, è åãî ïðîãðàììó
  • 07.02.2012. Òðè ñòàí è Èç î ëüäà…
  • 05.02.2012. Òåëåêàíàë êóëüòóðà ïð-åêò academia
  • 04.02.2012. ×èïïîëèíû âñåõ ñòðàí îáúåäèíÿéòåñü!
  • 03.02.2012. ×óê÷à — ÿ
  • 02.02.2012. Ïåðóìîâ Íèê. ÆÇË
  • 01.02.2012. Íà÷àëüíàÿ ïîðà. Ïàñòåðíàêà

Источник

Гарнитура:

Тип 1

Тип 2

Тип 3

Тип 4

Тип 5

Тип 6

Тип 7

Тип 8

Размер:

A

A

A

A

A

A

* * *

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Читайте также:  Цинковая мазь от сыпи на лбу

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1912

* * *

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

1912

СОН

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И, па́волокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

1913, 1928

ВОКЗАЛ

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик,

Начать – не исчислить заслуг.

Бывало, вся жизнь моя – в шарфе,

Лишь подан к посадке состав,

И пышут намордники гарпий,

Парами глаза нам застлав.

Бывало, лишь рядом усядусь —

И крышка. Приник и отник.

Прощай же, пора, моя радость!

Я спрыгну сейчас, проводник.

Бывало, раздвинется запад

В маневрах ненастий и шпал

И примется хлопьями цапать,

Чтоб под буфера не попал.

И глохнет свисток повторенный,

А издали вторит другой,

И поезд метет по перронам

Глухой многогорбой пургой.

И вот уже сумеркам невтерпь,

И вот уж, за дымом вослед,

Срываются поле и ветер, —

О, быть бы и мне в их числе!

1913, 1928

ВЕНЕЦИЯ

Я был разбужен спозаранку

Щелчком оконного стекла.

Размокшей каменной баранкой

В воде Венеция плыла.

Все было тихо, и, однако,

Во сне я слышал крик, и он

Подобьем смолкнувшего знака

Еще тревожил небосклон.

Он вис трезубцем Скорпиона

Над гладью стихших мандолин

И женщиною оскорбленной,

Быть может, издан был вдали.

Теперь он стих и черной вилкой

Торчал по черенок во мгле.

Большой канал с косой ухмылкой

Оглядывался, как беглец.

Туда, голодные, противясь,

Шли волны, шлендая с тоски,

И го́ндолы [1]В отступление от обычая восстанавливаю итальянское ударение. рубили привязь,

Точа о пристань тесаки.

Вдали за лодочной стоянкой

В остатках сна рождалась явь.

Венеция венецианкой

Бросалась с набережных вплавь.

1913, 1928

ЗИМА

Прижимаюсь щекою к воронке

Завитой, как улитка, зимы.

«По местам, кто не хочет – к сторонке!»

Шумы-шорохи, гром кутерьмы.

«Значит – в „море волнуется“? В повесть,

Завивающуюся жгутом,

Где вступают в черед, не готовясь?

Значит – в жизнь? Значит – в повесть о том,

Как нечаян конец? Об уморе,

Смехе, сутолоке, беготне?

Значит – вправду волнуется море

И стихает, не справясь о дне?»

Это раковины ли гуденье?

Пересуды ли комнат-тихонь?

Со своей ли поссорившись тенью,

Громыхает заслонкой огонь?

Поднимаются вздохи отдушин

И осматриваются – и в плач.

Черным храпом карет перекушен,

В белом облаке скачет лихач.

И невыполотые заносы

На оконный ползут парапет.

За стаканчиками купороса

Ничего не бывало и нет.

1913, 1928

ПИРЫ

Пью горечь тубероз, небес осенних горечь

И в них твоих измен горящую струю.

Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ,

Рыдающей строфы сырую горечь пью.

Исчадья мастерских, мы трезвости не терпим.

Надежному куску объявлена вражда.

Тревожней ветр ночей – тех здравиц виночерпье,

Которым, может быть, не сбыться никогда.

Наследственность и смерть – застольцы наших трапез.

И тихою зарей – верхи дерев горят —

В сухарнице, как мышь, копается анапест,

И Золушка, спеша, меняет свой наряд.

Полы подметены, на скатерти – ни крошки,

Как детский поцелуй, спокойно дышит стих,

И Золушка бежит – во дни удач на дрожках

А сдан последний грош – и на своих двоих.

1913, 1928

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Не поправить дня усильями светилен.

Не поднять теням крещенских покрывал.

На земле зима, и дым огней бессилен

Распрямить дома, полегшие вповал.

Булки фонарей и пышки крыш, и черным

По белу в снегу – косяк особняка:

Это – барский дом, и я в нем гувернером.

Я один, я спать услал ученика.

Никого не ждут. Но – наглухо портьеру.

Тротуар в буграх, крыльцо заметено.

Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй

И уверь меня, что я с тобой – одно.

Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.

Кто открыл ей сроки, кто навел на след?

Тот удар – исток всего. До остального,

Милостью ее, теперь мне дела нет.

Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин

Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.

Булки фонарей, и на трубе, как филин,

Потонувший в перьях нелюдимый дым.

1913, 1928

Читать далее

Источник